Петр 1 взошел на российский престол в 1689 году и сразу получил возможность принимать самостоятельные решения. До 1682 года числился царем при регентстве сестры Софии, которая достигла требуемого возраста. История правления получила название двоевластие. Летописи указывают на противоречивый и одновременно властный характер правителя, сумевшего организовать глобальные перемены на территории русской земли.
Главные причины и предпосылки
После снятия ограничений на принятие решений, правитель приступил к преобразованию. Для этого выделяют несколько главных причин:
- на момент правления Российская империя отставала в экономическом и социальном развитии от соседних государств, расположенных в Европе;
- понимание в необходимости обеспечить предельно допустимую защиту вновь освоенных территорий с одновременным налаживанием выгодных экономических и политических отношений.
Чтобы на должном уровне поддерживать боеспособное войско требуется обеспечить достойный уровень жизни населения, видоизменять устои и укреплять местные органы самоуправления. На момент правления Петра 1 это считалось первоочередной задачей.
Не всем пришлось по нраву разработанное нововведение Петра 1. Поэтому отдельные представители социума старались оказать сопротивление. В результате Бояре и представители высшего духовенства официально лишились особого статуса, а отдельная часть дворян и знатных купцов старались придерживаться старых обычаев. Отсутствие надлежащей поддержки остальных не позволило оставить все на своих местах.
Краткая суть реформы
Условно проводимые Петром 1 государственные реформы разделяются на несколько этапов, среди которых:
- внесение изменений под давлением. На начальном этапе наблюдаются не радужные перспективы, что обусловлено отсутствием стратегии. Действия направлены на выделение дополнительных ресурсов с целью ведения кровопролитной Северной войны с захватчиками;
- внесение изменений по четко продуманной стратегии с последующими положительными результатами.
К сведению: стремительное внедрение государственных реформ начинается с 1698 году после принятия решения перенять опыт Западных европейских стран.
Здравоохранение и медицина
Система здравоохранения Российской империи предусматривает:
- создание государственных лечебниц;
- открытие аптечных пунктов;
- запуск государственного института врачей.
После внедрения реформ первые положительные изменения стали заметны через несколько лет.
Образование и наука
Система образования предусматривает создание начальной школы для местного населения, высших учебных заведений. Наука также не отставала:
- создание государственной Академии Наук;
- открытие типографии;
- налаживание выпуска просветительских газет.
Местное население впервые получило допуск к публичной библиотеке.
Итоги и значение
Внедрение государственных социальных реформ позволило достичь следующих успехов:
- стремительное укрепление авторитета власти;
- начало строительства собственного флота с одновременной модернизацией армии, обретение свободного прохода к берегам Балтийского моря;
- предоставление гарантий защиты отечественной промышленности;
- формирование благоприятных условий для стремительного развития образования, системы здравоохранения, науки;
- широкое распространение европейской культуры и ценностей, предусматривающее угнетение национальных сложившихся традиций;
- увеличение размера жалования дворянского титула за многочисленные заслуги перед Российской империей – предусматриваются дополнительные обязанности для коренного местного населения;
- утверждение дополнительных налоговых сборов – распространяется на башкиров и татар.
Запланированные масштабные строительные работы повлекли за собой колоссальные жертвы среди местного населения. Это обусловлено отсутствием должного опыта. Поэтому активно внедряются просветительские специализированные заведения с привлечением международных педагогов.