Кратко о работе Стоглавого собора Ивана Грозного

Стоглавый собор является ключевым событием в развитии российской церкви. В качестве итогового результата считается подписание нормативно-правового акта, регулирующего общественную и церковную жизнь. Однако некоторые решения не были реализованы по неизвестным причинам.

История названия

Стоглавый собор подразумевает под собой объединение органа управления с духовенством для последующего решения многочисленных задач. Стоглав – специализированная книга, в которой представлена исчерпывающая информация о собрании.

Важно: Стоглав – сформированный сборник нормативно-правовых актов церковно-земского собора 1551 года.

Историки уверены, что название книге дано по суммарному числу имеющихся частей. Первоначальные редакторы опасались, что во время дублирования книги, ключевые моменты могут быть упущены. Поэтому она структурирована таким образом, чтобы потеря части данных не влекла за собой исковерканный смысл в целом.

Причины созыва и цели

Рассматриваемое собрание припадает на период правления Ивана Грозного, считавшийся непосредственным преемником византийских императоров и одним из немногих профессиональных реформаторов. Целесообразность объясняется внушительным суммарным количеством в России вопросов, которые требуют мгновенного решения, причем связанные с развитием духовенства.

Царь уверен, что наличие несогласованностью влечет за собой расколы в обществе с одновременным формированием многочисленных тоталитарных сект. Как следствие, это влекло за собой народный бунт.

Во время проведения собора, рассматривались несколько ключевых вопросов:

  • наличие проблем в управленческом составе церкви;
  • порядок устройства жизни в монастырях;
  • правила избрания священнослужителей.

В комплексе это позволило рассчитывать на укрепление авторитета с одновременным ростом показателей грамотности местного населения.

Участники собора

Собрание инициировано на территории Успенского собора в 1551 году. Масштаб превзошел первоначальные ожидания – продолжался 90 дней. Инициатором выступал Иван Грозный. Участниками выступали:

  • монарх;
  • князья;
  • высшее духовенство;
  • бояре.

В качестве председатели выступил митрополит Макарий.

Деятельность и хронология

Деятельность Собора припадает на 23 февраля 1551 года. В указанный день проведен первый праздничный молебен с одновременным торжественным открытием. Царь наконец-то сумел проявить персональные таланты творчества, рассказывая имеющееся сочинение непосредственно в художественном стиле. В нем представлена исчерпывающая информация о сиротском детском времени, регулярных издевательствах со стороны бояр. При этом Иван 4 Грозный не проигнорировал раскаянье в совершенных противоправных действиях, что повлекло за собой укрепление авторитета.

Деятельность Собора осуществлялась в несколько этапов:

  • изучение всех имеющихся вопросов;
  • обработка с последующей корректировкой материала.

Требуется знать, что непосредственно царь задавал направление, одновременно предлагая к активному рассмотрению обсуждение неотлагательных вопросов. Что характерно, участники собора вправе высказывать персональные предположения по конкретным темам и предлагать первичные. В целом рассмотрению 70 тем, причем в Стоглаве представлены нормативно-правовые документы, подтверждающие юридический статус решения конкретной задачи.

Следовательно, разработка Стоглава несет за собой неоднозначные цели. К примеру с одной стороны, это сборник нормативно-правовых документов, в соответствии с которыми принимались решения, с другой – отсутствие исчерпывающей информации по конкретной теме. В любом случае, можно говорить о целесообразности разработки свода законов.

Результаты работы

В качестве главных результатов работы принято считать:

  • определение принципов систематизации нормативно-правовых актов с определением церковного права;
  • закрепление в письменном виде персонального несогласия имеющегося ярко-выраженного пережитого язычества. Поэтому на духовном уровне последовало осуждение пьянства и азартных игр;
  • принятие решения о возможности проживания на территории монастырей мужчин и женщин, при условии соблюдения четких правил;
  • формирование персонального института старости духовенства;
  • утверждение на законодательном уровне правил сложения пальцев во время крестного знамении.

В комплекс это позволило рассчитывать на формирование принципов развития духовенства непосредственно среди местного населения. Дополнительно появился шанс увеличения грамотности крестьян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Adblock
detector