Что такое древнерусское вече в истории (кратко)

Древнерусское вече – это институт правления, основанный на «народоправстве». При этом, само понятие «вече» многозначно.

История появления и развития понятия

Историки объясняют «вече» не только как привычный всем «совет». По их мнению, оно включает:

  • военные советы;
  • советы знати;
  • совещания «меньших» городских людей;
  • заговоры и т.д.

По сути, «вече» — это дума для принятия веских решений. Ещё в «Повести временных лет» упоминалось о коллективных собраниях, где шла речь о политических вопросов и достигалось единое мнение по их разрешению. Но в IX-X веках власть была в руках монарха. И такая формулировка, скорее, говорит о наличии вечевых собраний в городах.

Лаврентьевская летопись определяет это понятие несколько иначе. По мнению автора, это не местное городское собрание, а совещание  властей старших городов. Их мнению и нововведениям должны были придерживаться малые поселения.

Собрания в Новгороде

В Новгороде вече ограничивало власть князя. Летописцы определяли его как общегородские собрания, которые решали вопросы государственного уровня. Этим же понятием назывались и совещания уличан, кончай, военных, заговорщиков.

Но наиболее часто в летописях Новгородчины вече описывает собрания в честь масштабных и значимых событий общегосударственного масштаба. Руководили ими высокопоставленные должностные лица. То есть, Новгородское вече – это своеобразная феодальная демократия в исполнении русских бояр. Участниками собраний были Новгородцы разных сословий.

Собрания в Киевском княжестве

В Киеве понятие «вече» впервые было употреблено в летописи в 1068 году. Собрания проводились на торговых площадях. Их основная цель – выступления против княжеской политики. А когда умер князь Святополк, именно вече призвало в Киев Владимира Мономаха из Переяславля. Но престол он занял только после второго собрания.

Ярким событием с участием Киевского вече стала смерть князя Всеволода в 1146 году и всхождение на престол его брата Игоря. Здесь собрания произошли для заключения «ряда»(договора) с новым правителем и принятия присяги. Таким образом отмечалось признание князя.

Уже через год вече принимало решение об убийстве Игоря, который, к тому времени, принял монашество. Его брат, Князь Владимир, объявил протест. Однако, Игорь был убит толпой народа, которая выволокла его из монастыря и дотащила по земле и камням до княжеского двора.

О деятельности Киевского вече при Юрии Долгоруком в летописи указано мало и отрывочно. Известно лишь то, что им был нарушен «ряд» с местной общиной, а затем князь был отравлен на пиру. Вероятно, это произошло из-за того, что Юрий Долгорукий имел тесные отношения с верхушкой киевской общины, а так же из-за притока суздальцев в город.

 В Галицко-Волынском княжестве

В единое и сильное княжество Волынские и Галицкие земли слились в 1200 году. Их внутрикняжеская жизнь свалилась к тому, что князья и бояре не могли прийти к единому согласию и постоянно противоборствовали друг с другом. Эти распри ослабляли княжество.

Сельское население полностью подчинялось боярам, которые нещадно эксплуатировали крестьянское сословие.

Галицко-Волынская земля долгое время не была разделена на уезды, присущие другим княжествам. При власти были князья, бояре и вече. Главным законодательным органом являлась Боярская дума. Роль вече была ничтожно мала, а его существование – формально. Проводил собрания князь. Так, Данила Галицкий собирал вече, чтобы узнать у населения может ли он на него рассчитывать. Стихийные собрания проводились в случаях надвигающейся опасности извне.

В дальнейшем, в Галицко-Волынское княжество пришло дворцово-вотчинное управление. Появились новые чины.

Для чего собиралось вече

Вече собиралось для решения городских, союзных или государственных проблем. Обычно, собрания проводились для избрания князя или воеводы. Поэтому считалось, что вече необходимо не только в городах и княжествах, но и в кочующих племенах, так как все нуждались в едином правителе.

Помимо избрания лидера, собрания проводились, чтобы решить вопросы культурной жизни, политики, хозяйства.

Таким образом, вече в древнерусском государстве свидетельствовала о господствующей демократии. Такой тип правления изжил себя только после крещения руси.

 О социальном составе собраний

В древнерусском государстве участниками вече могли быть главы общин или семей – мужи. Сначала они были равноправны. Со временем, значимость голоса участника вече определялась его властью и авторитетностью.

Женщины не могли входить в состав вече у восточных славян. На Руси их задачей было воспитание детей и ведение домашнего быта.

В Древней Руси демократия имела главенствующую роль ещё с давних времен. Первое упоминание о вече в Летописях было, по некоторым источникам, ещё в 1000 году. Именно с тех времен имело место быть самостоятельное народное управление. И закончилась тенденция Крещением Руси.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Adblock
detector