В конце XVIII века в России происходит наибольший рост и усиление крепостного права. Крестьяне-бедное, бесправное и безденежное сословие. Выкупить участок земли у помещика не представляется возможным. Вынуждены арендовать, а за аренду нужно платить. Изначально, выплата налога производилась оброком: либо продуктами, либо деньгами, вырученными за продукты. Позже появилась возможность отрабатывать барщиной. То есть работать на помещика бесплатно, в счет погашения долга. Крестьяне работали на хозяина без выходных или с одним выходным. Соответственно на свое хозяйство времени не хватало. Мелкие крестьянские хозяйства разорялись и вымирали.
Дата издания и кратко о принятии
Сельскому хозяйству страны грозил серьезный кризис. Дворяне, «разбалованные» Екатериной, творили произвол, ощущая себя безнаказанными. Среди крестьян росла мощная волна недовольства, обиды и отчаяния. Понимая, что такая политика несет определенные риски для развития государства, Павел 1 издает закон о временном ограничении использования труда крепостных. В 1797 году в день коронации Павла и Марии Федоровны 5 апреля был принят «Манифест о трехдневной барщине». Событие в стране было исключительным. Никогда ранее не существовало законов об ограничении на использование труда крепостных. А выбор дня принятия указа давал повод считать крестьянство сословием, одаренным царской милостью в день коронации и святой Пасхи.
Причины издания указа
Основными причинами, вызвавшими необходимость такого документа стали:
- Тяжелое положение крестьянства. Большинство из них были абсолютно бесправны и полностью зависели от своих хозяев. Ввиду невозможности вести собственные хозяйства, крестьяне голодали
- Безграничная эксплуатация помещиками. Барщина не регламентировалась никакими законами. Не ограничивалась временными рамками. Что приводило к ухудшению социально-экономического положения крестьянства.
- Привилегии дворян. За последние несколько столетий дворянство превратилось в сильное сословие, имеющее огромное влияние и массу привилегий.
- Бунты и восстания. Формировалось и крепло крестьянское движение. От мирных прошений и жалоб на чрезмерную эксплуатацию крестьяне переходили к открытым протестам.
Были так же и не основные причины. Это:
- Религия. Православное крестьянство возмущала необходимость работы в воскресенье. Это противоречило идеалам христианства и подрывало их веру.
- Лояльность Павла I. Еще до того, как стать императором, Павел в своих имениях в Павловске и Гатчине сделал барщину двухдневной. Позволял своим крестьянам промышлять торговлей, рыбалкой. Давал ссуды. Строил церкви, школы для детей и открыл 2 госпиталя. Существует мнение, что многие мероприятия Павла были обусловлены обидой на дворян за измену отцу. В 1762 году отец Павла Петр III был смещен с престола в результате дворцового переворота и, впоследствии убит.
В чем суть указа
Суть данного документа сводилась к двум основным положениям:
- Запрещалось принуждать крестьян работать по воскресеньям. Этот день следовало посвятить отдыху и богослужению. Позже в этот пункт добавили и праздничные дни.
- Остальные дни недели следовало поделить пополам. 3 дня в неделю – работать на помещика, и остальные 3 дня крестьянин мог работать на себя.
Противоречивость
Противоречивость документа состояла в том, что «Манифест о трехдневной барщине» носил рекомендательный характер. Согласно законам Российской империи любой указ самодержца считался обязательным к исполнению. Абсолютная монархия не приемлет советов своим подданным. Каждое указание, совет или пожелание правителя становится законом. Однако многие землевладельцы не прислушались к данному указу, продолжая вынуждать крестьян работать шесть дней, оставляя им воскресенье. Приняв столь важный и значимый документ, Павел не позаботился о возможности контроля над соблюдением этого указа. Так же в нем не содержалась информация о наказании в случае нарушения данного документа. Крестьяне пытались бороться, писали жалобы, обращались в инстанции. Результата это не приносило. Нечеткая формулировка указа позволяла трактовать его как угодно. Павел I мог на тот момент преломить создавшееся положение, но не стал. Император был уверен, что его слово закон и подлежит беспрекословному исполнению.
Плюсы и минусы
Да, с принятием указа о трехдневной барщине, положение части крестьян изменилось. Появилась возможность, работая три своих дня, собрать какой-то капитал. Заняться другим промыслом, например, торговлей. Но не везде Манифест был принят. Контроля за исполнением не было. Санкции за невыполнение указ отсутствовали. Многие помещики воспринимали его как рекомендацию и продолжали эксплуатировать работников по-прежнему. Огромным минусом Манифеста являлось то, что в некоторых регионах империи на тот момент существовала двухдневная барщина. И крестьяне, вместо послабления, получили еще один день работы на хозяина.
Реакция населения на манифест
Крепостные крестьяне восприняли указ как надежду на изменение своего положения. Они ожидали облегчения трудовой повинности и возможности работать на себя. Однако этого не происходило. Помещики повсеместно бойкотировали продвижение закона и по-прежнему заставляли крестьян работать даже выходные. Жалобы крепостных на произвол хозяев или терялись в недрах судебных инстанций, или просто не имели никакого воздействия.
Дворянско-помещичьи круги были не довольны, называя его не нужным и вредным. Считалось, что давать послабление крестьянам опасно и недальновидно.
Итоги
Идея защитить крестьян законодательно – была главным достоинством Указа о трехдневной барщине. Павел I хотел улучшить положение крестьян, но не на столько, чтобы крестьянство стало некой политической силой, способной нести угрозу монархии. Нерешительность императора, отсутствие контроля за исполнением и санкций за неисполнение, обрекло его на провал. Только при Николае I этот закон был внесен в полное собрание законов Российской империи. В глобальном смысле Манифест не принес большого результата. Однако документ стал первым шагом на пути к отмене крепостного права вообще.
Отношение современников
Окружением императора и большинством чиновников «Манифест о трехдневной барщине» был одобрен. Среди тех, кто его поддержал, были и чиновники времен Екатерины II, и будущие реформаторы. Документ стал «новым этапом в жизни России». Представители других государств называли Павла I смелым преобразователем, который положил начало крестьянским реформам.