Финансовые реформы Александра 2 подразумевают под собой комплекс мер, которые направлены на организацию принципа реформирования имеющейся финансовой системы. Главная задача – выход на новый экономический этап развития страны.
Цель преобразований
Принятие решения в 1861 году внедрить крестьянскую реформу предоставила возможность освободить местное население от прямой зависимости с последующим созданием нового экономического этапа стремительного развития, остро нуждающегося в дополнительном государственном финансировании. Средства требовались на первоочередные выкупные операции – крестьянам необходимо заплатить за земельные наделы, выданные помещиками.
Для беспрепятственного выкупа угодий, требовались кредиты, а российское правительство не обладает требуемыми золотовалютными резервами. Государство пребывало на грани экономического дефолта. Дополнительного финансирования требовала транспортная система, что обусловлено необходимостью развивать сообщение между населенными пунктами.
Ежедневно нехватка бюджета увеличивалась. Решение о выпуске дополнительных средств повлекло к ослаблению валюту и развитию кризиса.
В 1860 году принимается решение создать Государственный банк, главная задача которого заключается в проведении выкупных операций за счет внушительных займов. Крестьяне получили право на долгосрочные кредиты до 50 лет для беспрепятственного выкупа земельных наделов. Наблюдается замедленный процесс погашения долговых обязательств, что влечет стремительный рост внутреннего госдолга.
Суть и основные события
А.В. Татаринов – главный идеолог намеченных реформ. Является разработчиком государственных нововведений, призванных обеспечить стремительных выход из затяжного экономического кризиса. Главная задача реформы заключается в попытках переосмыслить сложившуюся систему управления финансовым портфелем, включая:
- упорядочить бесперебойное функционирование Государственного банка;
- искоренить признаки коррупции;
- наладить сотрудничество между Государственным банком и крестьянами.
До внедрения государственных реформ наблюдалось хаотическое настроение с ярко-выраженными злоупотреблениями полномочий высшего руководящего звена. Татаринов осуществлял разработку новых законопроектов, отталкиваясь от опыта европейских экономически развитых стран.
В 1862 году впервые внедряются правила, согласно которым корректирует порядок разработки государственно сметной документации. Исключить хищение с одновременным непрерывным контролем расходов позволила четко спланированная должная инструкция для руководящего звена из системы финансового управления. Составлением сметы занимались уполномоченные представительства Министерства финансов с последующим утверждением на государственном совете.
Изменения наблюдаются в торговой сфере. Принято решение разработать акцизную марку на алкогольную продукцию с последующим расширением на табачные изделия. Для этого создается уполномоченный акцизный орган. В результате наблюдается снижение коррупции и фальсификата.
Итоги, плюсы и минусы
Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.
Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.