Образовательная реформа 1864 года проходит в несколько этапов, которые сумели вывести развитие Российской империи на новый уровень. Изменения касались не только начального, но также среднего и высшего образования.
Изменения в начальных школах
В июле 1864 года принимается Положение о народных образовательных учреждениях. Главной особенностью считается отмена государственной и церковной монополии на образовательные учреждения. По завершении реформирования, частные лица могут приступать к открытию школ на коммерческом основании.
К сведению: срок обучения в начальном образовательном учреждении не превышает 3 года.
Преобразование средней школы
В ноябре 1864 года принимается Устав для гимназий и прогимназий. Перечисленные заведения являются главным звеном средне-образовательных учреждений. Имеющиеся гимназии разделяются на несколько категорий:
- стандартные – занимаются подготовкой к последующему поступлению в институты;
- реальные – подразумевает выпуск учеников для последующего получения технических специальностей.
Стандартный срок обучения, вне зависимости от типа гимназии – 7 лет. После 1871 года, классические образовательные заведения увеличивают период получения образования на 1 год.
По факту, проведенная реформа разделяет население на несколько категорий:
- с наличием высшего образования;
- непосредственно сотрудники промышленной сферы и торговли.
Главной особенностью внедряемой реформы принято считать возможность зачисления в гимназию каждым. На практике, только представители дворянства могут позволить обучение в гимназиях, что обусловлено повышенной стоимостью.
В 1862 году принимается решение открыть женские гимназии. В результате каждая женщина Российской империи впервые может рассчитывать на персональное образование.
Реформа высшего образования
В июне 1863 года принимается решение разработать Университетский устав. С указанного периода считается официальное начало образовательной реформы. Главным положение в уставе принято считать предоставление университетам первой автономии. В результате, появляется совет профессоров, который избран и утвержден деканом с ректором. Официальные представители принимают решение по многочисленным направлениям:
- принятие на работу либо увольнение преподавательского состава;
- разработка программы обучения на предстоящий год;
- внесение изменений, утверждение, разработка учебных планов;
- финансовые вопросы.
Впервые в Российской империи появляется возможность получения высшего образования женщинами. При этом гимназии не дают право им на поступление в ВУЗ. Поэтому выходом из ситуации становится посещение специализированных дополнительных подготовительных курсов. Проводятся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Казани. Поэтому далеко не все могли приехать в интересующий город для прохождения курсов и последующего зачисления.
Результаты и значение
Реформирование системы образования Александром 2 влечет за собой несколько главных задач:
- создание образования доступным для каждого жителя;
- уничтожение ярко-выраженной монополии на получение образования;
- проведение в порядок деятельность гимназии и прогимназии.
Имеющиеся положительные и отрицательные стороны внедряемых реформ рекомендуется трактовать непосредственно из выраженных конечных достижений. При этом второй пункт не является основополагающим.
В результате наблюдается строительство частных образовательных учреждений, а также снижение стоимости образования. Однако нововведения затрагивали в большей части начальную школу. Последующее обучение оставалось недоступным для большей части населения, что обусловлено недостатком средних и высших учебных заведений. Но благодаря стремительным темпам строительства, уже через несколько лет ситуация стала улучшаться. В результате даже женщины могли получить знания.