Кратко про реформу образования Александра 2

Образовательная реформа 1864 года проходит в несколько этапов, которые сумели вывести развитие Российской империи на новый уровень. Изменения касались не только начального, но также среднего и высшего образования.

Изменения в начальных школах

В июле 1864 года принимается Положение о народных образовательных учреждениях. Главной особенностью считается отмена государственной и церковной монополии на образовательные учреждения.  По завершении реформирования, частные лица могут приступать к открытию школ на коммерческом основании.

К сведению: срок обучения в начальном образовательном учреждении не превышает 3 года.

Преобразование средней школы

В ноябре 1864 года принимается Устав для гимназий и прогимназий. Перечисленные заведения являются главным звеном средне-образовательных учреждений. Имеющиеся гимназии разделяются на несколько категорий:

  • стандартные – занимаются подготовкой к последующему поступлению в институты;
  • реальные – подразумевает выпуск учеников для последующего получения технических специальностей.

Стандартный срок обучения, вне зависимости от типа гимназии – 7 лет. После 1871 года, классические образовательные заведения увеличивают период получения образования на 1 год.

По факту, проведенная реформа разделяет население на несколько категорий:

  • с наличием высшего образования;
  • непосредственно сотрудники промышленной сферы и торговли.

Главной особенностью внедряемой реформы принято считать возможность зачисления в гимназию каждым.  На практике, только представители дворянства могут позволить обучение в гимназиях, что обусловлено повышенной стоимостью.

В 1862 году принимается решение открыть женские гимназии. В результате каждая женщина Российской империи впервые может рассчитывать на персональное образование.

Реформа высшего образования

В июне 1863 года принимается решение разработать Университетский устав. С указанного периода считается официальное начало образовательной реформы. Главным положение в уставе принято считать предоставление университетам первой автономии. В результате, появляется совет профессоров, который избран и утвержден деканом с ректором. Официальные представители принимают решение по многочисленным направлениям:

  • принятие на работу либо увольнение преподавательского состава;
  • разработка программы обучения на предстоящий год;
  • внесение изменений, утверждение, разработка учебных планов;
  • финансовые вопросы.

Впервые в Российской империи появляется возможность получения высшего образования женщинами. При этом гимназии не дают право им на поступление в ВУЗ. Поэтому выходом из ситуации становится посещение специализированных дополнительных подготовительных курсов. Проводятся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Казани. Поэтому далеко не все могли приехать в интересующий город для прохождения курсов и последующего зачисления.

Результаты и значение

Реформирование системы образования Александром 2 влечет за собой несколько главных задач:

  • создание образования доступным для каждого жителя;
  • уничтожение ярко-выраженной монополии на получение образования;
  • проведение в порядок деятельность гимназии и прогимназии.

Имеющиеся положительные и отрицательные стороны внедряемых реформ рекомендуется трактовать непосредственно из выраженных конечных достижений. При  этом второй пункт не является основополагающим.

В результате наблюдается строительство частных образовательных учреждений, а также снижение стоимости образования. Однако нововведения затрагивали в большей части начальную школу. Последующее обучение оставалось недоступным для большей части населения, что обусловлено недостатком средних и высших учебных заведений. Но благодаря стремительным темпам строительства, уже через несколько лет ситуация стала улучшаться. В результате даже женщины могли получить знания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Adblock
detector