Андрей Боголюбский вписал свое имя в историю Руси, прежде всего, как один из первых русских князей, начавших формировать самодержавный принцип управления. Период его княжения (1157 — 1174) стал началом борьбы владимиро-суздальских князей за политическую гегемонию своего княжества над остальными русскими землями.
Откуда такое прозвище
По поводу происхождения прозвища князя Боголюбского у историков существует две версии. Согласно написанному несколько веков спустя после его трагической гибели «Жития Андрея Боголюбского» (1701), прозвище произошло от построенного князем в качестве своей вотчины города Боголюбова под Владимиром. Однако некоторые историки, опираясь на более ранние источники, выдвигают другую версию: город Боголюбов был назван в честь Андрея Боголюбского. Это предположение вполне вписывается в существовавшую в те времена на Руси традицию называть города в честь строивших их князей. «Боголюбивыми» в русских летописях называли многих князей, но именно за одним из сыновей Юрия Долгорукого навсегда, очевидно, в силу его личных качеств, закрепилось прозвище Боголюбский.
Происхождение, детство и юность
История почти не сохранила никаких достоверных сведений о детстве и юности князя Андрея Боголюбского. Считается, что он был вторым или третьим ребенком в семье знаменитого основателя Москвы Юрия Долгорукого. Его мать — первая жена князя Долгорукого, дочь половецкого хана Аепы Осеневича, при крещении получившая имя Мария. Точная дата рождения князя также неизвестна. Согласно одному из поздних источников, князь появился на свет в 1111 году в Ростово-Суздальском земле, хотя многие исследователи не согласны с этой датой и считают, что Боголюбский появился на свет где-то в середине 1120-х годов.
В ряде поздних летописных источников имеются сведения о том, что до крещения у князя было другое имя — Китай, созвучное половецкому ханскому имени Китан (ведь матерью Андрея была половчанка). Его детство и юность прошли в Суздале. Будущий великий князь получил прекрасное по тем временам образование, которое в обязательном порядке давали своим сыновьям все Рюриковичи по наказу Ярослава Мудрого. Судя по всему, оно включало:
- знание одного или нескольких европейских языков;
- воинское искусство;
- знание градостроительной науки;
- богословие.
В эти годы Андрей Юрьевич предпринимает большое путешествие в Иерусалим и Константинополь, проведя там несколько лет и изучая самые разные стороны жизни Византийской империи. По линии деда Владимира Мономаха, матерью которого была греческая царевна Ирина, он был правнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно в Византии, как считают многие историки, у князя Боголюбского и зародилась идея о едином русском православном государстве во главе с сильным и авторитетным правителем.
В 20 лет Боголюбский женится на дочери одного из самых богатых и влиятельных бояр того времени Кучки, владевшего обширными землями по берегам Москва-реки, что позволило ему значительно расширить границы владений своего княжества.
Начало правления
Свой первый серьезный военно-политический опыт Андрей Юрьевич получает в 1146 году, когда вместе со своим братом совершает поход на Рязань. Затем, почти два года, он помогает своему отцу Юрию Долгорукому в борьбе за Киев.
Когда тот в 1149 году становится киевским князем, Андрей получает в награду Вышгород, небольшой город в семи верстах от Киева. Но, отдавая себе отчет, что унаследовать киевский престол ему не удастся, в 1155 году Андрей Юрьевич вместе со своей дружиной покидает Вышгород и отправляется во Владимир, взяв с собой из Вышгородского женского монастыря особо почитаемую икону Богородицы, названную позднее Владимирской и по преданию написанную самим евангелистом Лукой.
Первоначально политика Андрея Боголюбского отличалась осторожностью и взвешенностью. Это обеспечило ему серьезную поддержку со стороны городского боярства, и после смерти Юрия Долгорукого он был провозглашен князем Владимира.
Кратко о правлении
Внутренняя политика
Город Владимир на Клязьме официально становится столицей княжества, хотя сам князь предпочитает находиться в Боголюбове, построив там большой дворец, который, по утверждению историков, стал первым на Руси опытом возведения каменных княжеских палат.
Политика Андрея Боголюбского в качестве независимого правителя резко изменилась. Он поспешил удалить подальше из княжества всех своих младших братьев и даже детей своего умершего брата Ростислава. При жизни, вопреки обычаю, он не выделил уделов даже своим собственным детям.
В 1158 году во Владимире был заложен Успенский собор, а немного позднее в Боголюбове — великолепный храм Рождества Богородицы. Андрей всеми силами стремился возвысить Владимир, приблизить его к Киеву. Именно с этой целью он строит укрепленные городские ворота — Золотые и Серебряные.
Внешняя политика
В 1169 году Андрей Боголюбский совершает поход на Киев. Захватить город он смог только два года спустя в ходе мощнейшего трехдневного штурма. Столица Киевской Руси, где отравили несколько лет назад его отца Юрия Долгорукого, была отдана на беспощадное разграбление. Центром Русской земли становится Владимир, где к тому времени сформировался значительный торгово-ремесленный посад. Боголюбский получает титул великого князя. Время Киевской Руси, основанной еще в IX веке, закончилось.
В конце того же, 1169 года, Андрей Боголюбский предпринимает поход на Новгород. И хотя честолюбивые усилия князя, претендовавшего на титул Великого князя всей Руси, подчинить себе Новгород и заставить других русских князей признать его главенство потерпели неудачу, именно в этих попытках нашла свое отражение зарождающаяся тенденция к восстановлению государственно-политического единства страны на основе подчинения удельных князей самодержавному правителю одного из сильнейших на Руси княжеств.
Андрей Боголюбский делает и еще одну серьезную попытку — основать во Владимире независимую митрополию, но получает отказ патриарха Константинополя, который не без оснований опасался усиления влияния Руси.
Смерть
Подавить окончательно боярскую оппозицию князю -«самовластцу», как часто называли Андрея Боголюбского его современники, так и не удалось. В июне 1174 года он был коварно и жестоко убит боярами -заговорщиками.
Итоги и оценка результатов
С именем Андрея Боголюбского связано возрождение традиций властной и жесткой политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, он круто и безжалостно расправлялся с непокорными боярами, изгоняя их из княжества и отбирая боярские вотчины.
И хотя, несмотря на перенесенные испытания, Киев и дальше продолжал оставаться одним из самых могущественных и богатых городов Руси, ее центром и наглядным воплощением идеи единства при Андрее Боголюбском стал Владимир. Родовые отношения в русских землях совершенно закономерно уступили место государственным.